В  настоящее  время  уже  нет  никаких  сомнений,  что  культура  чтения,  находясь  в  ситуации  жесткой  конкуренции  с  возможностями  медиакультуры,  нуждается  в  целенаправленной  системной  поддержке.  Навыки  вдумчивого  продуктивного  чтения  являются  необходимым  условием  успешного  обучения.  Решению этой  проблемы  был  направлен республиканский  семинар  «Читательская  компетентность  молодежи:  состояние,  тенденции,  перспективы  развития». Тематика и  содержание  представленных  докладов   были  научно  обоснованы,  содержали  диагностическо – аналитическую  и  исследовательскую базу,  сопровождались  достоверными  и  фактическими  медиа  презентациями.

Отрадно, что в последнее время на разных уровнях активизируется деятельность, в которой чтение рассматривается как способ  решения  актуальных социальных проблем. Примером тому является Объявленный Президентом РФ 2015 года ГОДОМ Литературы.  Чтение рассматривается здесь как ресурс формирования российской идентичности, инструмент  гармоничного развития поликультурной общности.

Таким образом,  актуализация  необходимости поддержки и развития культуры чтения   становится поводом для поиска творческих, эффективных решений этой проблемы через формирование читательской компетенции.

Формирование читательской компетентности обуславливается рядом фактором. Одним из них является здоровье, так как чтение – сложный процесс, в котором можно выделить моторный, перцептуальный, когнитивный и лингвистический аспекты. Онуфриева Атава Семеновна, преподаватель дисциплины «Деловая речь» и тьютор Якутского медицинского колледжа представила доклад на тему  «Влияние чтения на состояние здоровья пациентов». Студентами  ЯМК было проведено анкетирование среди пациентов городских больниц, на основе которого составлен анализ читательской компетенции пациентов.

Развитие  профессиональной компетентности в процессе чтения не только специализированной литературы, но и художественной, является важным аспектом для подготовки высококвалифицированных специалистов.  Григорьева Мотрена Ильинична, преподаватель дисциплины «Деловая речь» Якутского медицинского колледжа выступила с темой «Развитие профессиональной компетентности студентов-медиков в процессе чтения художественной литературы». Ею были проведены анкетирование и опрос, по итогам которых были выявлены предпочтения читающей молодежи.

Одной из составляющих информационной культуры личности является культура чтения – «совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения». Раскрыли тему «Культура чтения студентов Горно-геологического техникума» Гаврилюк Наталья Владимировна, заведующая библиотекой горно-геологического техникума, и  Винокурова Юлия Владимировна, преподаватель  гуманитарных дисциплин. Был интересен факт совместного исследования среди студентов техникума и введение в работу библиотеки «Буккроссинга».

Наблюдая снижение интереса к чтению, общественность во всем мире, в том числе и в России, стремится найти эффективные средства противодействия этой тенденции, пробудить интерес к чтению «как единственной технологии освоения письменной культуры, накопленной человечеством». Традиционно чтение было и остается основой развития, обучения и воспитания личности. Лукинова Любовь Михайловна, преподаватель русского языка и литературы Якутского художественного училища им. П.П. Романова, выступила с интересным докладом «Читательские интересы студентов ЯХУ им. Романова и проблема формирования культуры чтения», где анализ проведенного анкетирования среди студентов показал высокую духовную культуру и потребность в чтении зарубежной и классической литературы.

Взаимодействие открытого читателя с открытым текстом в условиях открытого читательского сообщества порождает новое качество чтения – открытое чтение. «Чтение художественной литературы в структуре досуговой деятельности обучающихся «ЯМК» – так звучала тема доклада Томской Екатерины Егоровны, библиотекаря Якутского медицинского колледжа.

Изменение отношения молодого поколения к чтению имеет масштаб общемировой тенденции, которой противостоит культурно-образовательная политика большинства развитых стран в области чтения. Содержательным был доклад Николаевой Акулины Степановны, старшего воспитателя общежития Якутского индустриально-педагогического колледжа на тему: «Читательская культура молодежи в реальности времени», которая поделилась опытом духовно-нравственного обогащения молодежи посредством чтения.

Для решения проблемы важно понимание роли чтения как существенного фактора общественного развития. Формирование и развитие читательской компетентности может осуществляться как целевой компонент деятельности библиотек. Хорошие результаты и удовольствие от процесса приносят литературные и исторические  игры, проекты, исследования и экскурсии,конференции и праздники.  Иванова Евдокия Давыдовна, заведующая отделом по обслуживанию юношества Национальной библиотеки РС (Я), представила доклад на тему «Молодежь и чтение».

На современном этапе образовательные технологии являются важной составляющей результативного обучения. Галактионова Мария Николаевна, преподаватель русского языка и литературы Якутского колледжа культуры и искусств представила доклад на тему: «Современные образовательные технологии как средство формирования читательской компетентности». Мария Николаевна подробно рассказала об образовательной технологии «кластер» для  формирования читательской  компетенции на занятиях русского языка и литературы.

Информационная культура – основа общей культуры личности, включая и библиотечно-библиографическую грамотность, и культуру чтения, и овладение информационными технологиями. Солдатова Мария Васильевна, библиотекарь, выступила с темой «Создание условий для развития читательской компетенции».

Открытый современный характер и максимальный эффект этой деятельности будет достигнут  благодаря привлечению внешних ресурсов социально-педагогического взаимодействия в лице: издательств, музеев, книжных магазинов, СМИ. Не стоит недооценивать возможности родительского участия. Иванова Диана Лесбековна, библиотекарь Якутского колледжа культуры и искусств, выступила на тему «Читательская компетенция».

Создание единого информационного пространства, диссеминация опыта, активное сотрудничество способствует решению ряда проблем, в частности, формирования читательской компетентности. Семинар завершился вручением сертификатов. 

Якутский колледж культуры и искусств выражает благодарность и искреннюю признательность участникам за  активное участие в работе семинара и надеется на дальнейшую совместную в сфере профессионального образования.

Модератором  семинара  был  научно-методический  отдел  колледжа.