ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ – 2019


13 апреля на  площадках Главного учебного корпуса (ГУК) и Учебно-лабораторного корпуса (УЛК) СВФУ им. М.К. Аммосова, Национальной библиотеки РС(Я), мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» состоялась всемирная акция «Тотальный диктант».

Тотальный диктант — ежегодная образовательная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Цель акции — показать, что быть грамотным — важно для каждого человека; убедить, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно; объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.

Тотальный диктант — общественный проект, который проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» (Новосибирск). Уникальный текст диктанта каждый год специально для акции создает известный писатель. Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. За 13 лет существования Тотальный диктант превратился в масштабное всемирное событие.

Координатором акции в г.Якутске является филологический факультет Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В этом году все желающие могли написать один из четырех фрагментов текста, который подготовил писатель Павел Басинский.

Студенты и преподаватели Якутского колледжа культуры и искусств тоже не остались в стороне и присоединились к акции: Ануфриева Лилияна (1 ХТ), Игнатьева Дайаана (1 ХТ), Захарова Алина (1 ХТ), Мухоплева Кристина (1 ХТ), Новикова Ирина (2 ХТ), Софронеева Евдокия (2 ХТ), Готовцева Фаина (2 ЭХТ), Афанасьева Аделина (1 ТТ), Фортунатова Владимира (1 ТТ), Шепелев Шохруз (1 ТТ).

 

Предлагаем вашему вниманию текст диктанта

Часть 1. Теоретическое преступление

Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» занимает всего десять страниц. О чем она? О зависти или о том, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»? Есть ли оправдание Сальери, который, по версии Пушкина, отравил Моцарта?

История предумышленного убийства рассказывается самим преступником: и Моцарта, и все происходящее мы видим глазами Сальери. Пьеса начинается с его монолога: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше». Это похоже на речь обвиняемого. Оказывается, убийство задумано давно, готово и орудие – «последний дар моей Изоры». Но кто такая Изора? Где целых восемнадцать лет Сальери хранил яд – в пузырьке? Поэт Арсений Тарковский считал, что яд был в перстне: «Ты безумна, Изора, безумна и зла. Ты кому подарила свой перстень с отравой?» Что за Черный человек приходил к Моцарту заказать «Реквием» и почему в трактире Моцарту кажется, что он (или она?) где-то рядом? Тарковский полагал, что это Изора «за дверью трактирной тихонько ждала…» Не было ли сговора между ней и Сальери?

Перед нами «теоретическое преступление», то есть совершенное ради идеи. «Нет, никогда я зависти не знал», – говорит Сальери. Настоящий завистник не признает гениальности соперника, а Сальери не сомневается в величии Моцарта, но верит, что его смерть принесет человечеству благо.

На этот же путь встанет и Родион Раскольников. Сальери убивает гения, Раскольников – никому не нужную старуху-процентщицу, но в обоих случаях это злодейство. Однако рядом с Раскольниковым окажется не Изора с ее черными очами и черной душой, а Соня Мармеладова, которая сердцем объяснит, почему он несчастный убийца, а не герой.

Софья Перовская, участница теракта против Александра Второго, тоже была Соней и, кстати, единственной женщиной среди казненных заговорщиков. И она, возможно, могла бы их остановить.

Всего-то и надо – простое сердце.



 
Якутский колледж культуры и искусств, г.Якутск, ул. Халтурина, 14/5. Телефоны: (4112) 40-27-42, 40-27-41

                    

 
разработка сайта: ООО Эйфос, информационные технологии