28.10.2019 г. в 18:30 в Саха театре молодежный театр Якутского колледжа культуры и искусств «Күн Өркɵн» представляет спектакль «Несыгранные роли». Планируются дальнейшие показы и гастроли по районам республики,  17 ноября выступление на малой сцене учебного театра РГИСИ на Моховой 34 и 13 ноября в городе Москва (место уточняется).

«Несыгранные роли» – спектакль в инсценировке Марии Боппоеновой, постановке Захара Никитина, по воспоминаниям Е.К. Лепковской (мастера курса), Исая Попова и дневника Ксении Гаврильевой, о трагической судьбе якутской труппы, поступивших в 1940 году в Ленинградский  театральный институт им. А.Н. Островского.

Спектакль посвящен 240-летию Российского государственного института сценических искусств, к году Театра в России и к 75-летию снятия блокады Ленинграда в  память о 34 студентах якутской студии, класса профессора Л.Ф. Макарьева, куратора Е.К. Лепковской, в первые дни войны все юноши ушли на фронт, а девушки остались защищать Ленинград.

…Летом 1940 года 34 молодых якутянина, пройдя строгий отбор комиссии в Якутске, были зачислены в Якутскую студию Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского. Исай Васильевич Попов вспоминал тогда: — Мы мечтали стать артистами. Учились с упоением, все было ново, необычно. Нашей студией руководил профессор Леонид Федорович Макарьев. Нас учили замечательные педагоги. Они стали для нас примером беззаветного служения искусству.

Этот набор называли в институте «могучей студией». То был сплоченный коллектив, одержимый общей идеей. Тогда из ребят никто не догадывался, что ленинградская белая ночь 22 июня 1941 года решит по-своему их судьбы. В первые дни войны все парни ушли на фронт, а девушки остались защищать Ленинград. Вот что рассказывала Мария Андреевна Будищева:

— Мы были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений на подступах к городу. Копали противотанковые рвы около Шлиссельбурга. А почва там болотистая, копнешь немного – появляется вода, мешают камни. Работали кайлом, мотыгой, ломом. Немецкие артиллеристы постоянно обстреливали нас, и после каждого артобстрела мы не досчитывались своих однокурсников.

Когда враг подошел вплотную к Ленинграду, нас, студентов, зачислили бойцами местной противовоздушной обороны. Мы заколачивали окна института, общежития, близлежащих домов досками, клеили стекла бумагой, чтобы их не выбило во время артобстрела. Во время воздушного налета дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы. Вот летит вражеский самолет, зловеще покачивая крыльями, кажется, прямо на тебя, становится так страшно, но ты знаешь – уходить с поста нельзя.

Рядом с нашим институтом находилась глазная лечебница. В свободные часы мы помогали медсестрам, делали перевязки, писали письма родным раненых бойцов.

Враг плотным кольцом окружил город на Неве. Страна узнала о его великом противостоянии. Особенно суровые испытания ждали ленинградцев зимой 1941 года. Как рассказывала Татьяна Кондратьевна Ядрихинская, перестало работать отопление, вышло из строя электричество. В каждом доме было холодно, как в подвале. Но самое страшное их ждало впереди – голод. В ноябре ленинградцы стали получать по 125 грамм хлеба…

— Люди валились от голода прямо на улицах, не доходя до дома, до работы, — вспоминала она. – Из наших студийцев умерли шестеро… Голод, холод, ежедневные обстрелы – все испробовал враг, чтобы сломить дух ленинградцев. Но мы не сдались.

Я пошла работать на завод имени Кирова, делать снаряды. Вспоминается такой случай. Мы шли по улице и увидели, как пролетел вражеский самолет. От него вниз, на землю, посыпались какие-то кирпичики. Все побежали туда. Что же мы увидели? Это был хлеб. Так они над нами издевались, унижали нас… Со слезами на глазах мы стали собирать хлеб в одну кучу и подожгли! Запахло паленым хлебом. Мимо проходила бабушка с внуком. Никогда не забыть мне эти голодные глаза малыша. «Бабушка, это же хлеб!», — тянул он старушку к костру. «Нет, это кирпичи», — не подпускали мы его к полыхающему хлебу, а у самих комок к горлу подступал. «Нет, это хлеб, бабушка, хлебом пахнет! Я есть хочу!», — плакал мальчик, а бабушка старалась увести его…

Казалось бы, фашисты взяли в плотное кольцо блокады Ленинград, но город не сдавался – жил, работал, учился. О том, как студийцы, несмотря на голод, холод, постоянные артобстрелы, продолжали заниматься, рассказала Анастасия Тихоновна Старостина.

— В осажденном городе мы продолжали учиться. Поселились в одном корпусе, здесь же преподаватели читали лекции. Все были истощены и измотаны. Те, кто могли сидеть – писали, те, кто не имели сил подняться, слушали лекции лежа. Педагоги всячески поддерживали нас в это тяжелое время. Мы с Настей Ларионовой стали донорами, сдавали кровь для раненых и истощенных детей.

В январе в блокадном Ленинграде у нас состоялась сессия! Было очень холодно. Ребята читали монологи из «Грозы», «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Ревизора», «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Чувствовали большую слабость, многие качались, но держались до конца. Все 12 человек сдали экзамены.

Ладожское озеро сохранило жизни оставшихся студийцев. Их, измученных блокадой, эвакуировали на Большую землю. С фронта вернулись только пятеро парней…

В представлении участвуют 20 студентов третьего выпускного курса специальности «Социально-культурная деятельность», мастер курса отличник культуры РС(Я), отличник профобразования РС(Я)  Степанова Саргылана Ивановна.

Возрастное ограничение +6. Синхронный перевод имеется.