ВЕЧЕР ТАНХА В КОЛЛЕДЖЕ КУЛЬТУРЫ
Следуя традициям предков и в целях практического освоения профессиональных компетенций 18 января 2015 г. в Якутском колледже культуры и искусств студенты 1 курса «Этнохудожественное творчество» провели мероприятие, посвященное гаданию Танха.
Для студентов были проведены игры «бег шила», «туорэх», «хождение торбаса», «гадание тенью» и «чтение книги».
В ознакомительных целях была представлена сценка «Гадание у проруби». Проведены настольные игры «хабылык» и «тыксаан».
Студенты Иванов Айал (2 курс «Театральное творчество») и Жанна
Макаринская (1 курс «Социально-культурная деятельность») стали победителями викторины.
После игр участники прошли обряд очищения.
ТАНХА – БОГ СУДЬБЫ И РОКА
В системе якутских религиозных верований особое место всегда занимали традиции связанные с гаданием судьбы. Большой вклад в изучении видов якутских гаданий внес видный якутский исследователь А.Е.Кулаковский. В своих научных трудах он отмечает, что якуты верят в предопределение судьбы, но в то же время далеки от фатализма и борются за свою жизнь. Наверное, поэтому некоторые виды гаданий определяли словом «иhиллиир», что значит – «подслушивать». Например, слушание из уст усопших, было главным действием зимних гаданий.
Зимние гадания в старину устраивались в самые короткие декабрьские и январские дни, так как считалось, что в это время небо и земля находятся в апогее своего соприкосновения и гадания имеют особую правдивость. Эти дни назывались именем бога судьбы и рока – Танха.
С приходом христианства почти все гадания стали приурочиваться к русским святкам и проводиться с 7-го по 19-е января. Считалось, что в это время вылезают из воды суллуукуны – водяные черти, опасаясь креста, который будет скоро (на Крещение) погружен в воду, боясь, чтобы на них не попала освященная «иорданская вода». Возможность многих святочных гаданий обуславливается присутствием на земле этих существ, которым известна судьба людей.
А.Е.Кулаковский описывает более подробно 16 видов гаданий: «гадание у проруби», «верхом на коновязи», «разговор лошадей», «просверливание окна», «верхом на могильном памятнике», «просеивание снега», «подслушивание под окном», «хождение торбаса», «веточки около дороги», «гадание с оловом», «нитки на воде», «верчение жернова», «бег шила»? «ворожба на картах»? «шаман челюсти» и «туорэх».
Габышев Р.А.
Использованная литература:
1.Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979.
2.Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX- начале XX вв. Новосибирск, 1975.