Заочное отделение Якутского республиканского культурно-просветительского училища было  открыто в  1950 г.  Одним из инициаторов  открытия  заочного  отделения  была заслуженный работник культуры ЯАССР Панченко Анна Герасимовна, которая  отдала много сил, энергии, знаний в подготовке кадров библиотечной работы нашей республики.

Панченко Анна Герасимовна, Заслуженный работник культуры ЯАССР, ветеран педагогического труда, первый заведующий заочным отделением

 

Родилась Анна Герасимовна 24 октября 1927 г. в Новороссийске Крас­нодарского края. Окончила Московский государствен­ный библиотечный институт им. Молотова по специаль­ности «Библиограф» (1951).

После окончания института была направлена на работу в Якутию и назначена преподавателем Якутского респуб­ликанского культурно-просветительного училища по спецдисциплинам «Библиотековедение» и «Библиогра­фия». За 42 года ею подготовлено большое количество библиотекарей, которые успешно работают во многих уголках республики.

Многие годы была председателем цикловой комиссии спецдисциплин и активным лидером общества «Знание».

С 1992 г. работала в газетах «Молодежь Якутии», «Аргументы и факты на Севере» и издательском доме «Новости Якутии».

Награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знаком «370 лет Якутия с Россией», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, Министерства культуры СССР, ЯАССР, ЯОСПС.

2-й сокращенный курс. Библиотечное отделение ЯРКПШ. Классный руководитель А.Г. Панченко. 1957 г.

 

Из воспоминаний самой Анны Герасимовны Панченко:

«После окончания факультета библиографии Московского библиотечного института им. Молотова (ныне Московский институт культуры) в 1951 г. я была назначена заместителем директора по заочному обучению в Якутского республиканского культпросветучилища и преподавателем дисциплины специальных библиотечных дисциплин (библиографии и библиотековедения) на очном и заочном отделениях.

Я не сразу согласилась с таким назначением, мотивируя тем, что не знакома с методикой преподавания. Но меня убедили члены комиссии по распределению, и меня направили на месячные курсы повышения квалификации преподавателей. Здесь я познакомилась с типами уроков и методикой их преподавания. Постепенно мой страх исчез, потому что институт дал нам довольно основательные знания по специальности. Институт привил нам, студентам, интерес и любовь к литературе, искусству, чтению. Эти качества я старалась привить и своим ученикам. Внушала им, что библиотекари должны уподобляться людям, сидящим у горшка с кашей, из которого съедят другие, о которых так иронизировал Добролюбов.

Прибыла я в Якутск в сентябре 1951 г. Надо было открывать заочное  библиотечное отделение и начать педагогическую деятельность. Посетила (с разрешения директора) несколько уроков опытных преподавателей, и поняла, что «не святые горшки лепят»!

Вначале я не имела представления, с чего начинать в заочном отделении, поэтому поехала в педагогическое училище, где уже много лет работало заочное отделение. Тогдашний директор Аржаков дал мне подробную консультацию и познакомил с документацией заочного отделения – журналами входящих и исходящих материалов с  содержанием вызовов на сессии. Все это я скопировала у себя. Я осталась ему благодарна за такую подробную консультацию. «Вооруженная», я составила план работы заочного отделения и написала объявление об открывшемся заочном библиотечном отделении при Якутском культпросветучилище, разослав его в районы республики и в библиотеки города. Вскоре стали приходить заявления с просьбой о приеме из Алдана, Намского района, Республиканской библиотеки, библиотеки Геологуправления и др.  Всего на заочном отделении набралось 14 человек. Вначале средств никаких не было, приходилось все делать за свой счет. На первую (зимнюю) сессию не вызвала заочников из Алдана. По этой же причине, ездила туда сама, читала им материал по библиографии и библиотековедению и принимала экзамены. Что касается общеобразовательных предметов. Пришлось пойти в Министерство просвещения с просьбой разрешить заочникам Алданского района сдать экзамены по общеобразовательным предметам  по месту жительства алданским преподавателям. Заместитель министра Чусовской дал разрешение, которое было послано в Алдан. Вскоре стали приходить в заочное отделение справки о сдаче заочниками экзаменов по русскому языку, литературе. Но после того, как стали финансировать заочное отделение, я стала вызывать всех заочников, выполнивших отправленные им контрольные работы, на зимнюю и летнюю сессии, привлекая многих преподавателей училища к работе с заочниками. Работа заочного отделения наладилась.

Успешно закончили его библиотекари из Алдана М. Белякова, Т. Беломестных и др., из Намской – А. Шестаков, из Республикаснкой библиотеки – Е. Авериская, В. В. Ершова, Л. Вычужина, Е. Орлова, В. Муксунова и др., из городской библиотеки им. Белинского – Л.Н. Хаенко и многие другие, которые стали энтузиастами библиотечного дела в республике.

Нашими заочниками были такие люди, как Донской Д.Е., который впоследствии стал кандидатом философских наук и преподавал в Якутском университете, Руфов С.Т. – известный якутский поэт. Вместе с этими людьми гордится не только заочное отделение, но и все училище.

Работая преподавателем, я всегда помнила слова А.С. Макаренко: «Ученики могут простить любой недостаток преподавателя, но никогда не простят незнание своего предмета». Эти слова были моим девизом. Я понимала, что мои предметы немного суховаты, поэтому старалась заинтересовать учеников, проводила иногда уроки-викторины (с призами!), организовала встречи с писателями. У нас в гостях были Кюннюк-Урастыров, С. Руфов, Л. Попов, С. Данилов и др. Это было полезно для будущих пропагандистов их творчества.

Не знаю, может быть, это считается недостатком преподавателя, но я честно признаюсь, что не любила ставить двойки. В очень редких случаях «пользовалась» такой оценкой, считая это оскорблением учащихся.  Ведь это были взрослые девушки, после 10-го класса!  Просто я предупреждала, что спрошу в следующий раз. И ученики меня не подводили. По специальным предметам занимались добросовестно. Я гордилась своими ученицами.

Являясь председателем методобъединения библиотечных дисциплин, я проводила открытые уроки, посещала уроки других преподавателей, организовала обмен опытом..

Во время каникул учащихся вместе с нашим историком Л.С. Шапошниковой организовала читательские конференции с преподавателями. Были проведены конференции по творчеству Ч. Айтматова, Е. Евтушенко, В. Набокова и др.

 В 1992 году я вышла на пенсию, но не переставала трудиться, я поступила на работу в газету «Молодежь Якутии» в качестве корректора, а потом – в газету «Аргументы и факты на Севере». Работа корректора очень интересная, но лучшими годами своей жизни я считаю 41 год работы в культурно-просветительном училище, которые были напряженными, но приносили много радости в общении с молодежью и с коллективом преподавателей».

Уже много лет нет с нами нашей Анны Герасимовны но добрая память о ней всегда остается в стенах нашего учебного заведения и в сердцах ее многочисленных учеников.

 

 

Отдел заочного обучения ЯККиИ